Интегрированное обучение
Интеграция (лат. Integer – целый) – принятие индивида другими членами группы.
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимся к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь Об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
формирование позитивно ориентированной личности;
профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
Способы правильного общения с детьми с особенностями психофизического развития
Какие же взаимоотношения считать правильными?
Это те, в которых взрослый:
сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
помогает ребенку избежать ошибок;
поддерживает ребенка при неудачах.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка, стороны. Для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и, не достигнут самоуважения и уверенности.
Как поддерживать ребенка?
Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки. Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирования соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооценки и чувства адекватности ребенка.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка.
Избегать подчеркивания его промахов.
Показать, что вы удовлетворены ребенком.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
Проводить больше времени с ребенком.
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
Уметь взаимодействовать с ребенком.
Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это важно.
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Принимать индивидуальность ребенка.
Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
Демонстрировать оптимизм.
Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка
Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбны и не выступайте в роли судьи.
Снизьте контроль. Более эффективным оказывается спокойное, отражающие реальность, планирование способа действия.
Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
Демонстрируйте взаимное уважение. Демонстрируйте доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему, как к личности.
Методические рекомендации учителям классов интегрированного обучения и воспитания |
|
Система помощи учащимся с ОПФР (трудностями в обучении, интеллектуальной недостаточностью) может включать следующие виды деятельности: 1)помощь в планировании деятельности (планирования повторения и выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов; алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок); 2)дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности; 3)стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду); 4) систематический контроль за деятельностью учащегося (более частый опрос, проверка всех домашних заданий). Виды помощи учащимся на различных этапах учебного занятия При изложении нового материала: а) применение дополнительных мер по поддержанию интереса к изучаемой теме; б) показ практической значимости изучаемого материала, его связи с жизнью; в) использование наглядных опор, приведение ярких, запоминающихся примеров; г) более частое обращение к этим учащимся с вопросами, выясняющими степень понимания ими степень учебного материала; д) привлечение их в качестве помощников (при подготовке опытов, приборов и т.д.). При организации и в ходе самостоятельной работы на учебном занятии:
а) выбор для данных учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их; б) более подробное объяснение последовательности выполнения задания; в) предупреждение о возможных затруднениях в ходе выполнения задания; г) использование карточек-помощников (карточек-консультаций, карточек-инструкций) с направляющим планом действий; д) разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях более простых; е) ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее; ж) указание на необходимость актуализировать то или иное правило; з) ссылка на правило, свойство, которые необходимы для решения задачи, выполнения упражнения; и) дополнительное инструктирование о рациональных путях выполнения задания; к) стимулирование самостоятельных действий учащихся, более тщательный контроль за их деятельностью на уроке и при проверке домашних заданий.
В процессе контроля за усвоением учебного материала:
а) разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными таблицами, схемами, планом, помогающими при ответе; б) использование наводящих вопросов, помогающих последовательно излагать материал, которые не должны влиять на последующую оценку ответа; в) предложение учащимся примерного плана ответа; г) снижение темпа опроса, разрешение дольше готовится у доски; д) стимулирование подбадриванием, похвалой, оценкой, специальное создание ситуации успеха, создание атмосферы благожелательности; е) периодическая проверка усвоения материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
а) подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок, допущенных в ходе работы на учебном занятии; б) по возможности проведение подробного инструктажа о порядке выполнения домашнего задания, о возможных затруднениях; в) при необходимости предлагаются карточки-консультации, которые потребуются при выполнении задания; г) предлагаются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы; д) объём задания рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузку учащихся.
На всех этапах урока учитываются индивидуальные особенности учащихся (уровень развития психических процессов, темп деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы, состояние здоровья, его личные предпочтения и т.д.). |